Волшебная роль сказок

Детская сказка – необходимый элемент воспитания ребенка, она доступным языком рассказывает ему о жизни, учит, освещает проблемы добра и зла, показывает выход из сложных ситуаций. Рассказывая и читая сказки, мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки.
Дети, которым читали сказки с раннего детства, быстрее начинают говорить не просто набором слов, а выражаясь на хорошем литературном языке.
Сказка формирует у ребенка основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Слушая сказки, дети накапливают в подсознании механизмы решения жизненных ситуаций, которые при необходимости активизируются.
   Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение и сочувствие маленького человечка. В сказке всегда есть урок, но урок очень мягкий, добрый, скорее — это дружеский совет.
Так почему бы не использовать сказку для исправления детской речи?
 Предлагаемые сказки придуманы для отработки комплексов упражнений, развивающих правильный артикуляционный уклад различных звуков. Можно рассказывать сказку и одновременно выполнять упражнения.

«Репка»
Оборудование: Иллюстрированная книга «Репка» 
Посадил дед репку. Каждый день ходил ее поливать. Открыл ворота (открыть рот), зашел, закрыл ворота (закрыть рот), полил репку, пошел домой. Выросла репка большая-пребольшая. (Надуть щечки). Взял дед лопатку (положить язычок на нижнюю губу), копал-копал, не выкопал, тянул-тянул, не вытянул. Позвал дед бабку. Бабка в доме тесто для пирогов месит. (Шлепать губами по язычку: пя-пя-пя). Тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвали внучку, а внучка на лошадке скачет дедушке помочь. (Цокать язычком). Тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвали Жучку. Жучка спешит, торопиться деду помочь, дышит тяжело. (Открыть рот, высунуть язычок, подышать, как собачка) тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвали мышку, а мышка спит в норке и не слышит, как ее зовут. Давай, позовем ее вместе: «Мышка!» Мышка проснулась, выглянула из норки, смотрит по сторонам, кто же разбудил (открыть рот, язычок «смотрит» влево-вправо). Тянут-потянут, вытянули репку! Уродилась репка сладкая, крепкая и очень вкусная. (Облизать нижнюю и верхнюю губу).

«Теремок»
Оборудование: Иллюстрированная книга «Теремок»
Стоял в лесу теремок, вот такой. (Сделать ладошками крышу). Вокруг теремка был забор, вот такой. (Улыбнуться и показать сомкнутые зубы).
В домике окошки – вот такие. (Открыть рот.) Бежала по лесу мышка. Как мышка пищит? Пи-пи-пи. (Губки улыбаются). Увидела мышка теремок, постучала: т-т-т. Никто не отозвался. Зашла она в теремок, стала коврики выбивать. (Шлепать по язычку губами: пя-пя-пя). Устала, легла отдохнуть. (Положить язычок на нижнюю губу) скачет лягушка: прыг-прыг. Видит теремок, стучится: т-т-т. Спрашивает: «Кто в теремочке живет?» - «Я, мышка-норушка, заходи в теремок». Зашла лягушка в теремок, и стали они с мышкой печку разжигать. (Дуть на язычок, зажатый между губами). Мимо скачет зайка, прыг-скок. (Поднять язычок вверх, опустить вниз). Пустили и зайчика в теремок. Бежит по лесу лисичка и хвостиком следы заметает. (Облизать нижнюю губу влево-вправо). Стала и лиса жить в теремке. Идет по лесу волк, воет: у-у-у. (Губы вытянуть вперед). Смотрит по сторонам, нет ли охотников. (Язычок «смотрит» влево-вправо,) пустили и волка в теремок. Вдруг раздался треск. Идет медведь и мед слизывает. (Облизать верхнюю губу сверху вниз). Стал мишка в теремок залезать, но не поместился, забрался на крышу. Теремок заскрипел – х-х-х – и развалился. Все звери разбежались.

Учитель-логопед: Бабушкаина Н.И.

Использован материал сайта: